Предисловие–Послесловие
Слово конец тем более необходимо в произведении,
чем более устремлено оно в бесконечность.
Но когда это слово, при всей своей двусмысленности полное
убийственного смысла, возникло на бумаге, как бы отчеркнув
мои пятилетние блуждания в Глубине Души, и благословенный
остров Таганрог стал погружаться тихий океан повседневности,
я вдруг понял, что не могу так расстаться с героями, которые – да
простит меня Мигель де Сервантес Сааведра! – стали и мне родными.
Я не хочу, чтобы мой Дон Кихот умирал, не хочу – и все! И пусть мое
желание противоречит правде жизни и канонам искусства, в конце концов,
в глубине своей души я сам устанавливаю Закон Своего Времени.
Так я стал сочинять «Посмертные приключения Рыцаря Печального Образа
и его верного оруженосца в Созвездии Осла и Иных Мирах,
полных Вечного Очарования».
Я, естественно, знаю, что вторая часть, как правило, слабее первой и грешит
повторами. Однако и это – всего лишь правило, а что мне до правил, если я,
может быть, сам – исключение. В конце концов, разве не сказал какой-то мудрец,
что правила существуют для того, чтобы их нарушать.
Считая суждение какого-то мудреца абсолютной истиной, а она, как правило,
абсолютно недоказуема, я решился нарушить и то правило, которое гласит:
не публикуй незавершенных фрагментов.
А, собственно, почему?
Едва ли не вся человеческая мудрость дошла до нас в виде незавершенных
фрагментов – в отличие от глупости, которая всегда являет себя в законченном виде.
Фрагментарна память, фрагментарны мысли и чувства, сама жизнь человека – всего
лишь незавершенный фрагмент его души, блуждающей в Вечности.
Незавершенное и есть живое, завершение и есть смерть.
Но оставим философию мудрецам. Наше дело – сочинять, воображать невообразимое,
выражать невыразимое, шутить, когда не до шуток, и, как сказано до нас,
обливаться слезами над вымыслом.
В.К., 2001
|